Имена Людвига (Луиджи) Валентиновича Камбиаджо и Ивана (Джованни) Борисовича Скудиери можно поставить в один ряд с именами Торичелли, Далаклавы, Моранди, ибо им посчастливилось внести свой весомый вклад в дело развития архитектуры на юге России. Их судьбы, несмотря на различия темперамента, привычек, вкусов, оказались во многом схожими. В них запечатлелись тенденции развития зодчества конца 1840-начала 1850-х гг.
Первым в 1838 г. на службу в Одесский Строительный Комитет был направлен Л.В.Камбиаджо. Через два года в нашем городе начал работать Д.Б.Скудиери.
Л.В.Камбиаджо специализировался на проектировании и строительстве жилых домов. Выполненные в лучших традициях классицистической архитектуры, дома Карпова по ул. Итальянской (1843 г.) и Сигеля по ул. Ремесленной (1845 г.) (оба не сохранились), Мавро на углу ул. Екатерининской и Полицейской (Р. Люксембург, 26, 1841 г.), Димова по ул. Успенской (Чичерина, 89, 1841 г.) гармонично вошли в структуру городской застройки.
Несколько шире диапазон работ исполнявшего должность архитектора при Строительном Комитете Д.Б.Скудиери. Помимо жилых построек, таких как бывший доходный дом по ул. Жуковского, 15 (1841 г.), домов по ул. Советской Армии, 88 и 66 (1841 г.), по его проектам были построены магазин А.Скальковского по ул. Жуковского, 20, (1846 г., ныне - склады облаптекоуправления), училище садоводства в ботаническом саду (1846 г., не сохранилось). Как жилые и общественные, так и складские постройки мастера несут на себе отпечаток безукоризненного вкуса и "чувства стиля".
Особый интерес представляют проекты инженерных сооружений, разработанные Д.Б.Скудиери в середине 1840-х гг. Смелостью решения и поразительной легкостью впечатляет неосуществленный проект подвесного моста через Карантинную балку. Не был воплощен и проект водопровода для полива улиц города морской водой.
Еще в 1845 г. генерал-губернатор Новороссийского края князь М.С.Воронцов был назначен кавказским наместником. Он развернул кипучую строительную деятельность в возрожденном после губительного нашествия персов Тифлисе. Пробивались новые улицы, их прямоугольная сеть меняла планировочную структуру города. Развивались новые типы общественных зданий - учебные заведения, гостиницы, клубы, театры, банки, доходные дома. Официальная застройка преимущественно носила черты русского классицизма. Трудно сказать, был ли переезд М.С.Воронцова в Тифлис причиной того, что туда же вскоре перебрались оба архитектора. Но весьма симптоматично, что в условиях восточного города, где "фрак и чоха, чепчик и карета, полонез и лезгинка, классический ордер и плоские кровли традиционных жилищ мирно соседствовали...", эти мастера находят поле деятельности.
В 1849 г. Л.В.Камбиаджо получил должность шемахинского губернского архитектора, а затем поселился в Тифлисе. Там он продолжал строить жилые дома вплоть до выхода в отставку в начале 1870-х гг.
На долю Д.Б.Скудиери выпало строительство ряда общественных зданий, наиболее важное среди которых - здание театра на пл. Эриванского (ныне - Ленина, 1847- 1851 гг.). Эту несохранившуюся постройку по праву можно назвать классицистическим апофеозом мастера. Здесь воплотилось все лучшее, что брало свои истоки в его одесском периоде. А.Дюма, посетивший театр в 1859 г., писал: "За всю жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с тифлисским театром...".
Так отголоски архитектуры нашего города докатились до Кавказа, так появились общие черты в облике Одессы и Тбилиси.