(воспоминания)
Ираклий Цицишвили
Георгий Лежава родился четвертого июля 1903 года в деревне Лахундари, а свои детские годы провел в Зестафони, где работал швецом его отец, Илья Лежава. Затем, в результате снижения спроса на чохи, его отец в 1919 году начинает работать грузчиком в чиатурских шахтах. Илья Лежава не получил образования, однако несмотря на свою бедность он всячески старался дать образование своим детям (кроме Георгия у него был и второй сын, родившийся в 1908 году), однако в то же время он грубо мешал увлечению Георгия рисованием.
В 1919 году, после окончания начального училища, Георгий Лежава направляется в Тбилиси на продолжение учебы (и живет там у своего дяди, токаря в железнодорожных мастерских) и в 1920 году поступает на строительное отделение индустриального техникума. Как видно, учеба только в техникуме не удовлетворяла способного молодого человека и он совмещает ее с занятиями в художественной студии Мосе Тоидзе.
В 1923 году Георгия Лежава принимают на архитектурный факультет основанной назадолго до того Академии Художеств.
В тот период уделялось особое внимание подготовке национальных архитектурных кадров. Решение этой задачи было поручено архитектурным факультетам Тбилисского Государственного Университета и Тбилисской Академии Художеств. Надо отметить, что архитектурное образование на этих факультетах уже с начального периода было построено на твердой научной основе. В Академии Художеств под руководством ее ректора академика Г. Чубинашвили наряду с освоением классического наследия особое внимание уделяется изучению грузинского исторического зодчества, что дало полезный результат в творчестве грузинских архитекторов.
Предполагается, что именно в студенческие годы начинается формирование Георгия Лежава как мастера широкого творческого диапазона. Он попал в творческую среду замечательных архитекторов. Основательное изучение грузинского исторического зодчества, как составной части мирового классического наследия, солидное освоение принципов архитектурной композиции служило основанием для своеобразной интерпретации элементов национальной архитектуры с функциональными решениями для современных зданий. Этим Георгий Лежава должен быть благодарен своим учителям - выдающимся архитекторам, профессорам А. Кальгину и Н. Северову.
Блестящая графическая школа, которую он получил у таких выдающихся мастеров, как Е. Лансере, И. Шарлеман и П. Гриневский, дала возможность Георию Лежава впоследствии пользоваться разнообразными художественными способами для выражения своих замыслов во всех аспектах его многогранного творчества.
Студент Георгий Лежава участвует во всех экспедициях по изучению и обмеру памятников древнего грузинского зодчества под руководством Н. Северова. В те летние месяцы были обмерены: Убиси, Самцевриси, Цроми, Антиохия, ограда Светицховели и др. Надо отметить, что и через много лет, в пятидесятых, уже пожилой архитектор Георгий Лежава по просьбе Г. Чубинашвили осуществляет обмер значительных памятников, в том числе и такого сложного памятника, как Вачнадзианская "Квелацминда". Кроме того, по поручению Государственного музея Грузии он осуществляет обмер и зарисовку гражданских строений Грузии XVII-XVIII веков.
В этот период он также создает целый ряд графических работ - иллюстраций к книгам, плакатов, обложек, почтовых марок, эксилибрисов.
В 1926 году уже известный к тому времени художник Ладо Гудиашвили по возвращению из Парижа предстал перед грузинской общественностью с персональной выставкой и в ней отвел один малый зал работам студента тбилисской Академии художеств Георгия Лежава.
В том же 1926 году известный режиссер Коте Марджанишвили приглашает Георгия Лежава в качестве художника на постановки "Мзетамзе" и "Ламары"
В студенческий период Георгий Лежава вел практическую деятельность и в сфере планирования. В 1927 году он уже помощник архитектора в проектной мастерской исполкома тбилгорсовета. В 1928 году он спроектировал и построил в Тбилиси здание страхкассы.
В 1928 году он получил дипломное задание на тему: "Кино-фабрика" и в целях детального изучения производственного процесса начинает работать в киностудии в качестве художника - архитектора. Здесь он попадает в группу известного режиссера М. Калатозишвили и является художником одного из лучших грузинских фильмов "Соль Сванетии".
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В 1929 году Георгий Лежава заканчивает учебу в Академии Художеств и начинает работать в Закавказском государственном проектном институте, в то же время его оставили аспирантом кафедры архитектурного проектирования.
В проектном институте он делает много проектов, в том числе: проект здания Коммунального музея в Тбилиси (первая премия на закрытом конкурсе), проект Дома Печати, жилые дома для совхоза "Кенапи" (строительство осуществлено), проект клуба работников торговли, жилые дома для курорта Цагвери (осуществлено), проект студенческого городка для Бакинского Нефтяного института (совместно с профессором А. Кальгиным).
Эти проекты отображают тенденции распространенного в тот период функционализма (конструктивизма). Так, например, основу составленного в 1929 году проекта Дома Работников Торговли составляет функциональная организация и логическая взаимосвязь отдельных узлов (клубная часть, зрительный зал, столовая). Эти узлы соединены друг с другом переходами с колоннами, которые (переходы) также соединяют собой курдонер с улицей Марджанишвили и набережной (где было предусмотрено строительство) и создают объемные разрывы. Фасады с обеих сторон решены по-разному и их соединяют друг с другом лишь горизонтальные ряды окон.
В проекте студгородка Нефтяного Института (1928-1930 гг.) по периметру большого внутреннего двора расположены четырехэтажные спальные корпуса, соединенные низкими переходами, связывающими их со служебными зданиями. Созданные между спальными корпусами малые дворики создают возможность отдыха. Привлекает к себе внимание оправданная и ясная функциональная планировка всего комплекса. Архитектура зданий чрезвычайно проста, монотонность несколько оживляется террасами, вертикалями лестничных клеток и завершающими здания балконами.
В 1931 году Георгия Лежава командировали в Московскую аспирантуру. Он начинает работу в мастерской академика А. Щусева, где работает над проектами реконструкции Музея Революции, Дворца Советов и другими. В то же время он преподает планировку в Московском Институте Архитектуры (1931-1936гг.).
В 1934 году Георгий Лежава переходит в проектную мастерскую профессора В. Кокорина. В этот период им разработаны проекты: двухзального кинотеатра в Москве (1933г., совместно с М. Джандиери), Павильона Закавказской республики на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке в Москве, он участвует в конкурсе Дворца Техники в Москве (1933г, совместно с М. Джандиери), Пантеона в Москве, (1933г, совместно с М. Джандиери), над проектом здания "Штурма Перекопа" (1940 г, совместно с М. Джандиери).
Все время летних каникул Георгий Лежава посвящает изучению грузинского народного зодчества. Вместе со своей супругой, архитектором Мариам Джандиери, он проводит сезоны 1933-1936 годов в экспедициях в труднодоступных районах Грузии - в Сванетии, Раче, Хевсуретии, Хеви, Тушетии, Южной Осетии и осуществляет обмер, зарисовки и изучение памятников.
Во время работы в Москве Г. Лежава не забывает Грузию и принимает активное участие в архитектурной жизни нашей республики. Он говорил, что целью его командировки в Москву было повышение квалификации для того, чтобы по возвращении в Грузию он мог бы приложить полученные знания в практической деятельности.
В 1932 году в Грузии правительство приняло решение о строительстве в Тбилиси Дома Правительства. В нем должны были расположиться высшие органы государственной власти.
Конкурс прошел в пять этапов - с 1932 года (когда был объявлен первый закрытый конкурс и в нем приняли участие профессор в Кокорин, профессор С. Чернышев, архитекторы Г. Поц, В. Кожин, М. Парусников и И. Соболев - группа академика И. Жолтовского) до 1935 года, когда состоялся последний тур первого конкурса.
Этот конкурс сам по себе был чрезвычайно творческим. Он сыграл большую роль в поиске национальных форм, соответствующих новым технологиям и содержанию. Он представлял собой примечательную картину борьбы за установление реалистической архитектуры и выявил ряд тенденций, характерных для определенного этапа советского зодчества. Отметим, что наряду с известными и опытными мастерами в конкурсе приняли участие и молодые грузинские архитекторы, для которых этот конкурс стал полезной школой.
В результате конкурса был принят проект В. Кокорина. В 1935 году, после повторного конкурса, в котором должен был окончательно определиться внешний вид сооружения, был утвержден проект В. Кокорина с участием Г. Лежава, который помогал В. Кокорину в обработке первого варианта проекта 1933 года и участвовал в проекте, который был представлен на последнем этапе первого конкурса.
Правительство Грузии приняло решение ограничиться строительством верхнего корпуса и на время отложить строительство предусмотренного со стороны проспекта Руставели главного корпуса.
Строительство верхнего корпуса проходило в 1933 - 1938 годах. Здание представляет собой составную часть целого комплекса и таким образом не может быть рассмотрено, как независимое художественное произведение. Это особенно касается вида со стороны Проспекта Руставели. Дворовый фасад построенного здания до строительства Основного корпуса превратился в основной фасад. Здание построено в форме глубокого курдонера. Оно с трех сторон ограничивает праздничный двор с фонтанами и парадной лестницей в центре, которая связывает терассы, устроенные на наклонном участке. План здания решен четко. В его основе лежит коридорная система с удобно расположенными лестничными клетками. Все кабинеты и рабочие комнаты светлые, обладающие широкими и хорошими пропорциями. Интерьеры решены строго и скромно.
Фасад, выходящий на улицу Атарбегова, решен симметрично. Высокий портал в центре подчеркивает композицию. Боковые фасады, выходящие на наклонные улицы, несмотря на одинаковые габариты, решены по- разному. Со стороны узкой улицы Чичинадзе область фасада разделена двухэтажными пилястрами. Со стороны улицы Читадзе над цокольным этажем развернута открытая аркада лоджий, что делает фасад выразительным.
Несмотря на многие положительные свойства вержнего корпуса - рациональное решение плана, сквозная ось всего комплекса, раскрытый террасами внутренний двор, -многообразие форм и мотивов несколько нарушает единство архитектурного образа. Сомнительным является сопряжение матовых оштукатуренных стен с облицовкой декоративным камнем, особенно с созданными из разноцветных плиток узора. Впрочем, если основательно просмотреть все материалы конкурса, заметим, как из проекта в проект происходило проникновение элементов грузинского зодчества. На последнем этапе в обработке лоджий и отдельных мотивов уже заметна рука Г. Лежава.
В 1938 году Г. Лежава поступает в аспирантуру Академии Архитектуры СССР. В 1939 году он участвует в проектировке павильона Грузии для Выставки Сельского хозяйства в Москве (автор - А. Курдиани). В этом проекте добротно решена задача создания выставочного павильона при сохранении грузинского облика здания.
В том же 1939 году состоялся конкурс на создание проекта музея искусств "Метехи". Для музея была выбрана особая по значению и рельефу территория в историческом районе Старого Тбилиси. Задача усложнялась сформировавшимся масштабом жилых домов и находящиеся вокруг памятники - метехский храм и дворец царицы Дареджан, которые должны были быть включены в ансамбль музея.
На конкурсе были представлены проекты следующих архитекторов: Н. Северова, В. Коркашвили, Л. Сумбадзе и Д. Левктадзе, М. Чхиквадзе, И. Чхенкели и К. Джавахишвили, М. Калашникова и С. Сатунца, Г. Лежава. Участники конкурса по разному подошли к решению задачи. В некоторых проектах исторические памятники терялись или же вообще игнорировались, либо не была достигнута выразительность и художественный акцент, необходимый для столь важного места города.
В проекте Г. Лежава главное здание музея помещено между Метехским храмом и дворцом Дареджан, а террасы перед зданием создают торжественный подход к музею. Вогнутый фасад музея решен в виде единой аркады, завершающейся у дворца вертикалью башни. Скала, на которой расположен Метехи, опоясана низкой аркадой, которая не мешает восприятию памятника. Рядом с храмом расположена сванская башня в качестве экспоната музея - видимо, это - неоправданный след увлечения автора Сванетией. Впрочем, архитектура ансамбля характеризуется целостностью и отвечает характеру традиционной архитектуры, выражает творческое кредо автора.
В этих годах неуемная натура Георгия Лежава была в постоянном поиске. Во всех проектах и эскизах вместе с характерными для него ясностью и строгостью, явно проявляется стремление к ознакомлению и освоению традиций национального зодчества. Он много занимается обмерами, рисованием и везде ищет подтверждение основной линии своего творчества.
Всвязи с началом Отечественной войны академия архитектуры посылает Георгия Лежава в Сталинградскую область на строительство домов для эвакуированых., а с 1942 года он уже на фронте и в солдатской шинели идет по дорогам войны. В мае 1942 года он попадает в плен и его помещают в концентрационный лагерь возле румынского Калафатати. В лагере Г. Лежава связывается с подпольной группой и ведет активную борьбу, рисует плакаты и лозунги, которые распространяются в лагерях. Летом 1944 года подпольный комитет решил выпустить журнал "За колючей проволокой". Все иллюстрации журнала и его интересная обложка, с колючей проволокой и сторожевой вышкой на переднем плане и сияющей кремлевской башней в глубине выполнены Георгием Лежава. После того, как журнал попал в руки надзирателей, они безуспешно пытались найти авторов журнала, но художника узнали легко. Георгия Лежава нечеловечески пытали, но он не выдал ни одного из руководителей подполья. Полумертвого его кинули в карцер. Он был в очень тяжелом состоянии и друзья боялись, что его жизнь в опасности. Но он все перенес и выжил. 22 августа 1944 года пленным удалось бежать из лагеря. Георгий Лежава вернулся в действующую армию и принял участие в освобождении Будапешта, Вены и других городов.
По окончании войны Георгий Лежава вновь возвращается к своей работе и уже в 1946 году совместно с Виктором Кокориным участвует в конкурсе на проектирование Главного корпуса Дома Правительства Грузинской ССР. Этот проект взял первую премию и именно по нему осуществляется строительство, которое завершается в 1953 году.
После завершения строительства Главного корпуса старый и новый корпуса органически соединились в единое целое. Замкнулся курдонер верхнего корпуса и, что главное, обозначенная ранее основная сквозная ось завершилась пропилеями - главным входом со стороны проспекта Руставели. Главный корпус состоит из двух четко разделеных частей, Верховного Совета Грузии и Совета Министров Грузинской ССР, которые со стороны фасада соединяет мощная аркада. Именно в трех центральных проемах этой аркады создан проход - пропилеи, откуда открывается вид на двор и ведущую к заднему корпусу широкую лестницу - пространственную ось здания. Хорошо продуманным решением пропилеев создается плавный переход от внешнего пространства к внутреннему. Внутренний дворик с фонтаном через богато украшенные порталы распределяет поток посетителей в боковые флигели здания. Вестибюль Совета министров освещается сверху, по его периметру расположены малые залы, кабинеты и рабочие комнаты. Благодаря ясности композиции и четкому ритму вертикальных и горизонтальных членений создана праздничная атмосфера, которая в то же время не нарушает необходимую для здания строгость и рабочую атмосферу.
Вестибюль Верховного совета республики несколько менее выразителен и более декоративен. Над крестовым перекрытием вестибюля расположен Большой зал Верховного Совета.
Малые залы и кабинеты обоих корпусов расположены удобно и характеризуются хорошими пропорциями, хотя часть комнат и недостаточно хорошо освещена.
Внешний облик главного корпуса лаконичен и праздничен. Главный фасад здания, обращенный в сторону проспекта Руставели, с первого же взгляда радует глаз своими монументальными, ясными и выразительными формами. Большое здание (длина - 83,76м., высота - 30 м.) прочно стоит на высоком, серого цвета, гранитном цоколе. Основным мотивом фасада является мощная аркада, которая соединяет как обе основные части здания, так и все его этажи. Арки опираются на шестнадцатиметровые четрырехугольные столбы, которые у подошвы арок подчеркнуты капителями угловых круглых колонок. Поверхность стены над арками завершена карнизом. Этот карниз в центре, у фронтона, прерывается и уступает место расположенным ступенями узким поясам. Барельефная композиция фронтона с гербом Грузинской ССР в центре завершает здание и подчеркивает его функцию.
Боковые фасады решены плоскостно. Они, благодаря расположенным со вкусом фронтонам, балконам, розеткам и резным капителям, весьма пластичны и привлекательны. Особенно следует отметить расположенные над фронтонами арки, которые продолжают тему главного фасада и создают единый ритм здания.
Фасады облицованы золотистым текстурированным болнистым туфом, который замечательно звучит и особенно выгоден в условиях ориентации фасада на север. Каждая деталь характерирузется четкой прорисовкой и блестящим исполнением. Капители, розетки и карнизы неодинаковы, резьба повторяется редко, однако такое разнообразие не создает стилистического несогласия.
Сила художественного воздействия здания заключается в ясности и монументальности художественного замысла. Композиция, вдохновленная классическим зодчеством, осмысленна по-новому. Авторы отказались от решения здания в традиционных формах исторического грузинского зодчества. Здесь налицо стремление к осмыслению характера грузинской архитектуры. Большие плоскости стен, облицованных болнисским туфом, переход несущих столбов к аркам, их малые угловые колонки с капителями, единая цветовая гамма, ясность и монументальность форм, сопряженные с легкостью и изысканностью пропорций, сдержанное и логическое использование декора и, наконец, торжественный вид всего здания - представляют черты выработанного веками грузинского зодчества.
При решении здания в особых монументальных формах, для оформления отдельных элементов авторы использовали приемы грузинского народного зодчества. Особенно надо отметить ворота, которые соединяют распределяющий двор с вестибюлями. Вход в вестибюль Верховного совета Грузии украшен богатым узором, созданным в результате переработки мотивов грузинского зодчества XI-XIII веков. Вход в вестибюль корпуса Совета Министров полностью помещен на покрытый узором фон, подобый которому встречается в известном мотиве в Атенском Сионе. Подобным образом, как на фасадах, так и в интерьерах, чувствуются приемы грузинской народной архитектуры.
Надо отметить, что качество строительства и блестящее исполнение всех элементов здания является заслугой Георгия Лежава. Он здесь ежедневно производил авторское наблюдение, проверял каждую деталь.
Если мы сравним архитектуру первого, ранее построенного корпуса с архитектурой главного корпуса, то непременно заметим разных характер архитектуры, в чем заметим руку Георгия Лежава. Вспомним, что сама тема единой аркады по всей длине фасада использована в его конкурсном проекте музея "Метехи" 1939 года, а в созданном в 1940 году проекте театра им впервые использован оригинальный ордер, который впоследствии получил развитие и стал основной темой фасадов Дома Правительства.
Сразу по окончании конкурсного проекта Дома Правительства Георгий Лежава принимает участие в 1947 году в значительном заказном конкурсе на проект зданий комплекса зданий Академии наук Грузинской ССР.
В соответствии с заданием проекта территория, отведенная для Академии Наук, одна из лучших в Тбилиси. Площадь территории составляет до 30 гектаров, с севера ее ограничивает скалистый беег р. Куры, с юга она выходит на территорию площади у Дворца спорта, с запада она выходит на улицу Челюскинцев, а с востока - на Акурскую улицу.
Проект георгия Лежава отличался от других проектов правильным решением градостроительных задач, планировкой территории и целостностью облика ансамбля. Поэтому проект получил первую премию и был взят в качестве основы для строительства.
В проекте основной является ось в направлении улицы Челюскинцев. Разместив главное здание президиума в глубине холма, на удалении от красной линии, автор выделил террасно расположенными широкими парадными лестницами и фонтанами парадный вход академии и придал всему комплексу праздничный характер. Парадные лестницы ведут нас к зданию президиума, которое решено высокой аркадой и завершено ротондой-куполом. В 16 корпусах, кроме президиума, была расположена главная библиотека с книгохранилищем и 22 научно-исследовательских института с вспомогательным производством и учреждениями. В комплексе был предусмотрен спортзал с плавательными бассейнами, гараж, мастерские и др.
Со стороны набережной корпуса научно-исследовательских институтов расположены вдоль Куры. Со стороны Площади Конституции существует вход на территорию Академии. Этот вход слегка акцентирован с учетом сложной архитектуры площади и интенсивного движения.
В этих проектах привлекает внимание простота решения комплекса. Здания, решенные в простых, ясных формах, утопающие в зелени, в то же время несут в себе облик национальной архитектуры, почерка, который уже выработал Георгий Лежава.
В период руководства мастерской проектного института "Горстройгоспроект" Г. Лежава разрабатывает проекты отдельных корпусов Академии Наук, производит их уточнение и доработку. В то же время он ведет педагогическую деятельность на кафедре архитектуры Грузинского Политехнического Института.
К сожалению, строительство комплекса затянулось и неизвестно, когда оно будет (и будет ли вообще) закончено. К сгодняшнему дню построены десять корпусов: Институт Математики, Институт Геологии, Институт Геофизики, Институт Механики Машин, Институт Строительной Механики и Сейсмоустойчивости, Институт Географии, Институт Неорганической Химии и Электрохимии, Институт Рукописей, Вычислительный центр, Центральная научная библиотека и термобарокамера.
Институт Рукописей (авторы - Г. Лежава, Т. Тодрадзе, В. Цухишвили) расположен на главной аллее, которая ведет к зданию Президиума Академии Наук. Ажурный вестибюль соединяет книгохранилище с исследовательским корпусом. Мощный куб хранилища рукописей, в котором помещены более 40000 древнейших рукописей, документов и книг, расположен на опорах. В верхней части, под остекленным куполом, помещен экспозиционный зал. Снабженный жалюзи исследовательский корпус спроектирован для плодотворной научно-исследовательской работы.
В здании предусмотрены мемориальные кабинеты Иванэ Джавахишвили и Корнелия Кекелидзе. Здание выделяется своим объемом, легкими формами, контрастом плоскостей стен и ажурных переходов, интимностью внутреннего дворика и др.
Здание Центральной Научной Библиотеки (авторы - Г. Лежава и И. Либерман) рассчитано на 3.5 миллиона книг. В пятиэтажном здании находятся девятъ залов - Главный читальный зал, Зал специальной литературы, пять отраслевых читальных залов: технических, математических, природоведческих и общественных наук. Оригинально решено книгохранилище, лаконичный объем здания решен в спокойных и монументальных формах, где ведущая роль отводится плоским пилонам фасада.
В 1952 - 1954 годах по проекту Г. Лежава строится железнодорожная платформа в Новом Афоне. Платформа находится в прекрасном, покрытом лесом ущелье реки Псырцха. Открытая платформа заканчивается круглым павильоном, который в силу ограниченности пространства живописно врезается в русло реки. Павильон характеризуется хорошей прорисовкой, его удачные формы сливаются с окружением.
В 1959 году Георгий Лежава участвует в конкурсе на грузинский павильон Московской Выставки Достижений Народного Хозяйства. Отмеченный второй премией проект (первая премия не была присуждена) разработан Георгием Лежава совменстно с архитектором Лео Мамаладзе. Выставочная часть павильона состоит из одного болъшого и четырех малых залов. Главный, центральный зал разделен на секции для экспозиций индустрии и строительной промышленности республики. Правый малый зал предоставлен экспозициям сельского хозяйства и соприкасается с большой оранжереей, в которой посетители знакомятся с богатой субтропической культурой Грузии. Один из залов посвящен достижениям науки, техники и образования республики. Во втором зале показаны достижения в области литературы и искусства. Павильон снабжен кинозалом, рассчитанным на показ кинофильмов о жизни республики.
Главный фасад павильона представляет собой легкую колоннаду, за которой находится остекленный портал, из которого открывается вид на интерьер павильона. Боковые части представляют собой простые объемы с матовыми плоскостями, снабженными легким рисунком. Павильон решен в современных формах, хотя в нем чувствуется грузинский национальный колорит и характер. Этому способствует легкий портал с изящными колоннами, контраст плоских стен с ажурными коллонадами, обилие воздуха и света.
Помимо больших, официальных проектов, в этом периоде творчества Георгия Лежава важную роль играют различные проектные предложения. К ним относятся проект "Месхети" (1951 г.), реконструкция старого тбилисского района Чугурети (1957 г.) и другие. В последнем проекте обращает на себя внимание ступенчатое планирование участков, с каскадно расположенными и размещенными в зелени четырехэтажными зданиями. Надо думать, что здесь налицо стремление Георгия Лежава сохранить архитекторно - художественные особенности района в период строительства безликих типовых зданий.
Вообще, Г. Лежава всегда уделяет большое значение озеленению. В центре города перед Домом Правительства с целью создания "климатической зоны" он предусмотрел большой зеленый массив. Большое внимание уделяется зеленым насаждениям в проекте комплекса Академии наук, в проекте реконструкции Пантеона грузинских писателей и общественных деятелей (1960 г.), в проекте парковых строений (1953 и 1955 гг.) В 1955 году он на общественных началах составил проект Гурджаанского Парка культуры и отдыха. Парк расположен на холме в начале Гурджаани. Вся система легких и изящных павильонов, смотровых площадок, лестниц и террас, находится в гармонии с зелеными насаждениями и создает привлекательный облик грузинского парка.
В 1967 году Георгий Лежава опять-таки безвомездно выполнил проект библиотеки на родине академика Нико Бердзенишвили, в деревне Гоголесубани, куда должны были быть помещены подаренные Академией две тысячи книг из его личной библиотеки. Библиотеку построили жители деревни, а в парке, где находится библиотека, посадили 75 серебрянных елей - по числу лет ученого.
30 июля 1962 года в Государственной картинной Галлерее Грузии открылась выставка работ заслуженного деятеля искусств Грузии, архитектора Георгия Лежава (проекты, архитектурные обмеры, графика) - (см. каталог выставки, с предисловием Н. Джанберидзе).
На этой первой персональной выставке грузинского архитектора с речью выступили: от имени Союза архитекторов С. Кинцурашвили, художники Ладо Гудиашвили и Уча Джапаридзе, академик Вахтанг Беридзе, архитектор Каха Джавахишвили.
На выставке были представлены результаты тридцатипятилетнего творчества архитектор. Выставка показала, насколько большую работы провел архитектор для определения места и роли национального наследия в современной архитектуре.
На выставке были представлены 565 работ, среди них 171 лист из сорока проектов, 97 листов с обмерами, 37 архитектурных памятников и 297 графических работ. Здесь были предтсвлены все основные работы автора: Дом правительства Грузинской ССР, комплекс Академии Наук Грузии, Гурджаанский Парк культуры и Отдыха, жилой район "Чугурети", Мтацминдский пантеон и другие.
Если большинство проектов было знакомо архитектурной общественности и они в свое время получили высокую оценку, то вторая половина выставки для большинства была неожиданным открытием. Многочисленные зарисовки жилых домов и хозяйственный построек, планы деревень и подворий, оригинальные интерпретации старых грузинских архитектурных строений, реконструкции старых памятников, архитектурные пейзажи, постоянно следующие задаче слияние архитектуры с природой, многочисленные рисунки, мебель, посуда, люди, зарисовки памятников Москвы, Пушкино, Новгорода, декорации театральных постановок и др., все это показывало широчайший спектр творчества архитектора.
Георгий Лежава изучал все стороны грузинской культуры, обмеряет памятники, рисует, ищет слияния архитектуры с природой, ищет общие черты, характерные для грузинской архитектуры, а не знаки в конкретных архитектурных периодах.
Георгий Лежава упорно искал истинно современную архитектуру Грузии. Он не принял вызванную стандартизацией безликость, но в то же время он не смирился с "украшательством". (...) Он никогда не обращался к классическим или национальным формам, но в его лучших произведениях всегда чувствуется глубокое родство с произведениями национальной классики. Все его объемные композиции подсказаны национальными традициями, безо всякой стилизации, они выявляются лишь в осмыслении объемно-пространственных решений, в чем он видел выражение души грузинской культуры
В его произвдениях всегда чувствуется простота и взвешенность композиции, большие плоскости каменных стен, монументальность, единая цветовая гамма, оправданное и сдержанное использование декора и, что главное - общий радостный облик здания - веками выработанные черты грузинской архитектуры
(продолжение - графика и научно-исследовательская работа - следует)