Гаянэ Хачатурян (Хачатурова) - великая художница и прекрасный, самобытнейший человек. Художник, которым восхищались Тарковский и Параджанов. Я имею счастье быть с ней знаком (с ней дружили мои родители) и я бы очень хотел, чтобы на нашем сайте кроме взятых "со стороны" статей о Гаянэ были бы и оригинальные материалы. И они есть. В конце этой странички я поместил пару отрывков из нашего с ней прошлогоднего разговора и фотографии, сделанные в ее мастерской летом 2002 года. Но вначале - статья из прессы, посвященная выставке работ Гаянэ в Москве.
Взято с http://www.kultura-portal.ru

Евгения ГЕРШКОВИЧ
У галереи "Дом Нащокина" есть отличие - выставки здесь не пекутся скороспелыми блинами, а долго настаиваются, точно доброе вино. Их объявляют, но подчас откладывают на более поздний срок и (если уж пользоваться гастрономической терминологией) "доводят до кипения", заставляя предвкушать...

Но когда выставка открывается, то длится долго, давая возможность неторопливо, с душевным трепетом смаковать искусство. Жаль, неспешность в наше время - роскошь непозволительная.

Но именно вот так неспешно ищет сюжеты для будущих выставок директор галереи Наталья Рюрикова, по жизни вообще-то женщина стремительная.

Ее неспешность всегда вознаграждается первенством. "Дом Нащокина" первым в России показал персоналки М.Шемякина, Д.Плавинского, Д.Краснопевцева и Ю.Купера. Теперь Рюрикова - впервые - привозит (оставим за кадром огромные проблемы, связанные с этим привозом) в Москву работы художницы, которая доселе не знала, что такое выставка. Среди прочих причин, наверное, главная: собственная выставка вряд ли когда-либо интересовала Гаянэ Хачатурян.

Все в судьбе ее загадочно. Во всем тайна - восточная такая недосказанность, которую не всегда хочется расшифровывать. И все же откуда эти образы? Скорее всего, они из детства, если о дне своего появления на свет в 1942 году Гаянэ пишет: "Меня везли к дому, где жили львы, через мост из стеклянных веток вишен. От дома слышалось пение жонглерессы, голос переходил в звук скрипки".

Искусствоведы находят рифмы с творчеством Гогена, Пиросмани (естественно), Руссо и Тышлера. Возможно. От себя бы добавила Брейгеля, византийские мозаики и иранскую миниатюру.

Описывать картины Гаянэ считаю делом бесполезным, лучше обратиться к их названиям, подобным картинам: "Вуаль вино", "Утром: шорох фиалки. Вечером: арфовая ночь синего ореха", "Шествие апельсинового дня", "Прялка шествующих горожан", "Слон - пурпурный смычок".

Художница существует в ином мире, входя в который, следя за ее танцующей мыслью и снами, страшно возвращаться обратно. "Оттуда" она радуется земному великолепию. Здесь ей неинтересно. Так же, как неинтересны собственные выставки.

Гаянэ Хачатурян - фигура широкому кругу зрителей Москвы пока неизвестная, что компенсируется солидным списком ее верных поклонников: С.Параджанов, А.Тарковский, В.Спиваков, А.Демидова, Л.Улицкая.

На ее первом вернисаже в воздухе висело густое облако грузинской речи, которая, когда ее много, повышает температуру самого воздуха на несколько градусов. Становится теплее, и будто слышишь "шорох" Куры, ловишь аромат магнолии, запрокидывая голову, видишь качающиеся летние звезды.

Однако все это было снежным московским вечером, а "московские" грузины собрались вместе, чтобы увидеть творения землячки и сказать ей большое человеческое "мадлоб".
Евгения ГЕРШКОВИЧ



А здесь я хочу поместить несколько личных воспоминаний.
Из разговоров с Гаянэ:

Гаянэ, что Вам больше всего дорого в Тбилиси?
Свет. Нигде нет такого света как в Тбилиси. Особенно это видно на Плехановском... посмотрите, как освещены деревья. Это не просто свет, идущий откуда-то сверху, это - совсем другой свет. Это какой-то божественный свет. Мне кажется, он и спасет город.

А что для вас Старый Город? Какие у вас ассоциации с ним?
Это прежде всего цвета. И материал. Это - красный кирпич и металлическая решетка. Они вместе дают неповторимое сочетание. Кирпич и чугун.

В квартире замечательного тбилисского поэта Александра (Шуры) Цыбулевского Гаяне, которая очень дружила с ним, расписала стену лоджии. Это был один из ее любимых мотивов - сидящие на конях женщины. Фреска (как все работы Гаянэ) излучала поразительную и загадочную силу.
Шура умер в 70-х, а в начале 90-х его жена с сыном Сашей (тоже поэтом) переехали в Израиль. Самое трудное было расставание с фреской, которая стала как бы частью жизни. Гаянэ сделала для отьезжающих копию своей фрески, хоть у нее было мало времени и, конечно, копия не могла заменить оригинал. А новые жильцы сделали в лоджии ремонт... Мы звонили к ним и узнавали о судьбе фрески. Они сокрушались, что не знали, что исчезает произведение искусства. Даже я, в последний раз бывший у Цибулевских уже 10 лет назад, помню эту фреску, я думаю, ее нельзя будет забыть.
Из разговоров с Гаянэ:

Гаянэ, а почему у вас ангел - слепой?
А ангел слеп. У него другое зрение, он видит иначе, не как мы... Когда я была маленькая, меня водили в Муштаид. Там играла слепая девочка. Это была дочь директора Муштаида. Потом их уже не было, наверное, куда-то уехали. И эту слепую девочку я рисую всю жизнь. И этот слепой ангел - это тоже она.
Фотографии из архива нашего сайта:
Старая фотография Гаянэ, сделанная Параджановым.
2002 год. Гаянэ на фоне своих картин: "Лавка Шутки" и "Дерево-веер"




На главную
Hosted by uCoz