1. Саарбрюкенский мост (Saarbruecken bridge)
Старые названия: Воронцовский Мост, Мост Карла Маркса
Длина моста - 124 м. Высота - 15 м. Ширина проезжей части - 25 м, тротуары - 3м.
Первоначальный проект моста приналежит Дж. Скудиери (1840-е годы), позже в 1851 году проект переработал инженер Бликс.
Начальником строительства был назначен первый грузинский инженер-гидравлик Вахтанг Мухрантбатони. На мемориальной досле в честь открытия моста сохранились имена кн. Мирского и Гагенмейстера. Кстати, известный русский генерал Брусилов вырос в Тифлисе в семье своей тетки Гагенмейстер.
Открытие моста - в 1854 году.
1884 год - мост переделан: в целях расширения проезжей части тротуары вынесены на металлические консоли.
1962 - реконструкция моста (Ш.Кавлашвили, Г. Мелкадзе, инж. Г. Карцивадзе).
В начале 1990-х мост назван Саарбрюкенским (а прилегающая к нему площадь на левом берегу - Саарбрюкенской площадью) - в честь города-побратима Тбилиси, а в Саарбрюкене площадь около старого моста названа Тбилисской.
Мост состоит из двух основных частей - моста через реку (пятиарочного), который раньше соединял левый берег Куры с Мадатовским островом, и короткого одноарочного, перекинутого через узкий рукав реки и соединявшего этот остров с уже правым берегом.
Когда строились набережные, рукав был осушен и пролет между островом и правым берегом теперь оказался над набережной, соединяя улицу Марра и Александровский Сад с парком, разбитым на месте бывшего острова. Именно эта часть моста сохранила первоначальный облик, соответствующий чертежам Скудиери и Бликса. Так как она уже не над протокой, а над улицей, то ее обычно называют "сухим мостом".
Фотографии:
Эксклюзив нашего сайта: Хранящаяся в запасниках музея города мемориальная доска в честь открытия моста.